Максим (maksymus) wrote in ua_kobzar,
Максим
maksymus
ua_kobzar

Легенди про «справжню» смерть Шевченка. Єлисаветград, 1900 р.

 
        Т. Шевченко в легенде. Особенность многих легендарных сказаний о реформаторах и народных героях состоит в том, что конец деятельности этих лиц окутывается таинственностью или покрывается ореолом чудесного; легенда не допускает конечного состояния в применении к лисности и деятельности героя; она оставляет место для упований и надежд на лучшее будущее, на доведение ими до конца дела эмансипации масс от жизненных тягот по пути к общему счастью.
        Помянутый только что легендарный мотив, в несколько ослабленной степени, приурочен народом и к личности Т. Шевченка; в печати (на стр. Киев[ской] стар[ины]) уже неоднократно были приводимы толки у слухи, циркулирующие в народе о Шевченке, о его, будто бы, мнимой смерти, о настоящем содержимом его могилы; появление таковых показывает, что Шевченко делается народным героем, что его деятельность не только ценится во все более и более расширяющемся круге интеллигентных людей, но что она приобретает значение и в глазах народных масс, что народная масса связывает свои интересы с поэзией и деятельностью Шевченка. Приводимые записи, произведенные нами на днях в Елисаветграде (Херсон. губ.), еще более подтверждают сказанное.
        Беседуя [в Елисаветграде] с одним лицом, соприкасающимся с народом и «опростившимся», я был удивлен взглядом на смерть Шевченка, усвоенным моим собеседником; меня изумило то обстоятельство, что собеседник уверенно заявил, что поэт умер только в прошлом [1899-м] году, в июне месяце, что все время, от момента его мнимой смерти в 61-м году и до последнего времени, он жил в Англии, куда выехал после освобождения крестьян, «щоб ґвалту не було», «щоб люде не шуміли». Он не находит здесь ничего невероятного, так как Шевченку в таком случае было бы около 80-ти лет. Уверенность в справедливости этих сведений мой собеседник почерпнул из данных, сообщенных ему земляками Тараса Шевченка, кирилловскими крестьянами, приезжающими в Елисаветград в ярмарочное время для продажи груш и яблок.
        Крестьяне сообщали, что поэт, вернувшись из Англии, принял фамилию Михаила Адамовича Кречмера и под таким именем явился в Кирилловку. Старики, видевшие когда-то Шевченка, «признавали» в Кречмере покойного поэта; «одягався він і по-панськи, і по-малоросійськи»; многим помогал; из Киева и Харькова к нему часто приезжали паны.
        Неоднократно старики, помнившие Шевченка, напрямик обращались к Кречмеру: «Та це Ви, Тарасе Григорьєвичу, признавайтесь!» — Что вы? — изумленно отвечал Кречмер.
        Помимо сходства, которое находили старики между Шевченком и Кречмером, на мысль о полном тождестве этих двух лиц наводили крестьян те замечания, которые выражал Кречмер и которые запечатлевались в подозрительных головах.
        Кречмеру приписывают следующую подозрительную для крестьян просьбу: «як умру я, так насипте мені в Кириловці таку могилу, як насипали моєму товаришові у Каневі». (Кречмер был уроженец Кириловки). Шевченку, т. е. Кречмеру, приписывают и следующую пророческую фразу:

                «Як не буде у Дніпрі мишей, раків,
                Тоді не буде у нас ні жидів, ні поляків».

        Мой собеседник так комментировал это двустишие: «як раки заведеш, та вже ніколи вони не виведуться, так і на Вас повік будуть їздить жиди і поляки — бо ви дурні». Что Шевченко не лежал в могиле, а проживал вдали от родины, это становилось для простолюдина вполне вероятным, когда ему приходилось познакомиться со следующим рассказом: к Могиле Шевченка, подле Каневе, подходит неизвестный человек и спрашивает сторожа: «Що ти тут стережеш?» — «Та тут Тарас захований»; на это неизвестный заметил: «Він (Шевченко) був дуже хитрий чоловік, він давно вже дірочкою з могили виліз».
        Таковы те данные, на которых мой собеседник построил своё убеждение в том, что Шевченко был жив до последего времени и что смерть его была фиктивна, в видах предупреждения возможных народных волнений (см. сообщение Крымского в Киев[ской] стар[ине] 1896 г. 2. 263 на ту же тему).


        М. Н. Васильев. Т. Шевченко в легенде // Киевская старина. — 1900. — Июнь. — С. 141-143.
 
Tags: Матеріали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments